Интервью со С. Уоршоу

понедельник, 11 апреля 2011 г.


Вашему вниманию интервью со Стивеном Уоршоу
Интервью со Стивеном Уоршоу - консультантом в области спортивного маркетинга из США, который был нанят "Питтсбургом" в 1993 году для того, чтобы возродить былую славу ЦСКА.
На протяжении многих лет в ЦСКА играли лучшие игроки в истории хоккея. В каком состоянии была команда, когда приехал в Россию.
Что ж, когда мы только прибыли в Москву, команда находилась в плачевном состоянии. У ЦСКА даже не было денег на то, чтобы купить форму своим хоккеистам. Игроки должны были делить экипировку с шестью другими командами. Одни хоккеисты заканчивали тренировку, а затем передавали мокрую, потную форму другим игрокам. Затем приходила очередь следующей команды, представители которой также пользовались этой экипировкой.
Я не могу подобрать слов, чтобы рассказать, как дурно пахло в раздевалке ЦСКА! Этот запах распространялся до самого Владивостока! Очень плохо! Североамериканская компания по производству хоккейной формы пришла на помощь армейцам и обеспечила их экипировкой. Она была предоставлена молодежной, юношеской и основной командам. Мы даже купили клубу стиральную машину, и хоккеисты начали стирать форму после каждого матча. Они неожиданно начали заботиться о собственной гигиене.
А что произошло с российскими ветеранами? Я имею в виду легендарных игроков. Расскажи о том, что ты увидел в России?
Что можно сказать, все очень печально. Они были на пенсии и получали от государства 5-10 долларов в месяц. Этих хоккеистов же можно сравнить с Гретцки…
Это звезды мирового уровня, которых можно сравнить с братьями Эспозито, Хоу и Бобби Орром. Все эти ветераны были игроками топ-класса! Государство просто бросило их умирать. Иногда они приходят на трибуны пьяными, мертвецки пьяными. Никто не знает, где они живут, и это очень печалит. Вот такая история произошла с Викуловым – легендой ЦСКА, двукратным олимпийским чемпионом. В перерыве одного из матчей медведь, который развлекал публику, откусил ему палец. Викулов был настолько пьян, что не заметил этого и продолжал жаться со зверем, приговаривая: «Плохо, медведь! Плохой мишка!». Он остался без пальца, но никто даже не оказал ему помощь. Нужно, чтобы НХЛ заботилась о советских ветеранах, как она это делает с североамериканскими хоккеистами.
Как же вам удалось изменить обстановку на матчах российского чемпионата – сделать из той разрухи «конфетку»?
На самом деле, сделать это было достаточно просто, так как никто организацией матчей в России толком не занимался. Опираться было не на что, так что нам была предоставлена свобода действий. Главный тренер ЦСКА Виктор Тихонов поначалу сдержанно относился ко всему, что мы делали. Потребовалось около месяца, чтобы нам разрешили сделать все запланированное.
Что же вы хотели сделать?
Ну, в первый вечер мы хотели, чтобы перед началом матча на лед с верхнего яруса по веревке спустилась девушка. Она должна была передать шайбу арбитру. Я помню, что Виктор Тихонов сказал мне: «Я разрешу такую церемонию при одном условии. Ты будешь человеком на веревке». Я ответил ему: «Хорошо, нет проблем. Мне уже приходилось этим заниматься». Он сказал: «Отлично, просто я собираюсь подняться наверх и ножницами перерезать веревку, когда ты будешь лезть вниз». У него было очень хорошее чувство юмора, но поначалу понять друг друга нам мешало разница в воспитании, у нас разная культура. Впрочем, спустя некоторое время в Москве начали получать удовольствие от того, что мы начали творить.
Расскажи, к каким же уловкам вы прибегнули?
На матчи ЦСКА в те годы почти никто не ходил, поэтому нам нужно было как можно быстрее привлечь на трибуны зрителей. Известно, что все на свете любят пиво, поэтому иногда мы устраивали «вечера бесплатного пива», которое нам поставлял спонсор. На матчах были стриптизерши – все, что может заинтересовать мужчин. Когда посещаемость начала расти, мы стали придумывать что-то для привлечения семей. Пришлось отказаться от некоторых ну слишком сумасшедших идей и начать действовать профессионально.
На каждом матче болельщиков ждал какой-то сюрприз. Например, наш спонсор «Крайслер» раздавал бесплатные автомобили. Разыгрывались путевки в США на матчи Кубка Стэнли. Мы получали помощь от спонсоров, так что болельщики выигрывали действительно классные призы. Даже когда на играх просто раздавались бесплатные лезвия и пена для бритья от «Жиллетт», трибуны были заполнены.
Что же случилось потом? Из-за чего все пошло не так?
Мы перестарались, сделали все слишком хорошо. На матчи стали приходить представители криминальных группировок, им нравились шоу, устраиваемые во время игр. Они просто начали конфликтовать со спонсорами, выгоняя их с VIP-мест. Наши партнеры, Виктор Тихонов и Валерий Гущин, боялись конфронтировать с мафией.
Под мафией ты имеешь ввиду братву?
Это были парни с обрезами, спрятанными под длинными плащами. Они вели себя в тех фильмах о бандитах. С одной стороны, дополнительные болельщики должны были принести нам экстра-прибыль, но эти фанаты правилам не подчинялись. Появилась идея , построить еще одну дополнительную секцию мест специально для этих парней. Они бы могли позволить себе платить по 23 тысячи долларов за сезонный абонемент. Партнеры сказали, что если я только заикнусь о деньгах, то меня повесят на первой попавшейся балке…
Когда ты осознал опасность, которую представляет собой мафия в России?
Мое сердце екнуло несколько раз в концовке второго сезона, когда один из мафиози предложил мне работать на них. Он заявил, что я должен уйти из «Питтсбурга», так что им не пришлось бы обращаться к американцам за помощью. Я спросил о том, какую зарплату они могли бы мне предложить. Не сам, конечно. Через переводчика. Тот парень совершенно не говорил по-английски. Когда я сказал, что предложение меня не устраивает с финансовой точки зрения, мафиози начал смеяться… Он сказал, что за 6,5 тысяч долларов, им будет легче меня убить. Я ответил, что не стою таких денег. Мне хватило бы и трех тысяч. Он снова засмеялся, почесал пальцами шею, как бы предлагая выпить, и вдруг заговорил на идеальном английском. После этого я никогда его не видел.
Убить за 6,5 тысяч долларов?
Все, что он сказал.
Ты сказал, что видел представителей мафии на хоккейных матчах. Откуда ты узнал, что эти люди были бандитами? На них же не было это написано.
А они приходили на матчи с оружием.
Оружием?
Обрезы, которые они прятали за плащами. Они передвигались группами, носили красивую одежду – обычно бизнесменов сопровождала охрана. Ездили мафиози на лимузинах с затемненными стеклами, не заботились о правилах парковки, курили там, где хотели, нарушали все возможные правила. Партнеры сказали, что сами возьмут на себя переговоры, просили нас не вмешиваться. Не знаю, или они просто боялись мафии, или бандиты платили им деньги. Это осталось загадкой.
Так как же разрешилась проблема с VIP местами? Что вы предприняли?
Соорудить VIP-трибуну за короткий промежуток времени мы бы не смогли. В нашем распоряжении было 8 элитных мест, которые покупали для себя такие компании, как Ernst and Young, Delta, Philip Morris и Coca Cola. Все наши спонсоры были быстренько выброшены со своих мест, что, на мой взгляд, создавало большую проблему. Как я уже сказал, быстро построить новую трибуну мы были не в состоянии, так что обязательства перед спонсорами просто не выполнялись. Мне стало ясно, что это может привести к неприятностям.
Они просто приходили на трибуну…
Ага.
Наставляли оружие и приказывали убираться?
Да, они просто говорили, что эта трибуна принадлежит им и просили убраться. Вот и все. В один день в Москву должны были приехать представители Nike из Германии. В 2 часа ночи я попросил нарисовать логотип компании на льду (одно из условий договора), но в 8 утра изображение уже было удалено. Я сказал: «Что вы творите? Мы заработаем 100 тысяч, 50 из которых достанутся вам!». Мне ответили, что я не получал разрешение. Стало понятно, что у нас возникли проблемы.
А что насчет убийств? Они были как-то связаны с хоккеем?
Да, на протяжении шести месяцев творились какие-то ужасы. Сначала был убит хоккеист Александр Осадчий, его на драфте выбрал «Сан-Хосе». Был убит помощник тренера ЦСКА Владимир Бувич. Фотографа команды Феликса Оливьева ждала такая же участь. В двух случаях из трех люди были застрелены – 5 пуль в голову. Жены убитых были свидетелями. Как был убит Осадчий, мне до сих пор неизвестно. Он погиб в собственной квартире…
Когда ты узнал о том, как ведется бизнес в России?
Ну, на самом деле о таком я слышал и раньше. В любой стране, которая переходит на капиталистический строй правления, у криминальных структур появляется больше возможностей. Вспомните о 1920-х в Чикаго со всеми запретами. А это Дикий Восток! Здесь творится полное беззаконие. Я видел, как владельца киоска посреди белого избивали четыре здоровенных парня. Он просто не хотел отдавать мафии 20 процентов от выручки. Обычно мафиози контролируют какие-то отдельные отрасли – строительство, грузоперевозку, рыбное хозяйство, но в России никто ничего не хочет производить. Им нравится просто отбирать. 20 процентов от прибыли – таковы требования. Денег хочет также налоговая полиция, небольшие преступные группировки… Заработать в таких условиях просто невозможно.
Ты хочешь сказать, что плод ваших трудов был разрушен за считанные месяцы?
Мы провели два превосходных сезона. На команду обратили внимание во всем мире. Немецкие, канадские и американские телеканалы были довольны рейтингами показов наших матчей. Командой заинтересовался Disney, что очень нас обрадовало. Но затем начались проблемы. Русские узнали о том, какие методы мы используем во время своей работы, и решили сами заняться этим проектом. Зачем ограничивать себя 50-процентным доходом, если можно получить все сразу? В конце второго сезона стало понятно, что выжить нам не дадут.
Нам?
Команде «Питтсбург Пингвинс».
А кто-то пытался прогнать этих бандитов, как-то пойти против них?
Нет, сделать что-то мы просто не могли. Это их страна. Нужно было понимать, что в представлении русских американцы – капиталистические собаки. Об этом им на протяжении многих лет говорили Ленин, Сталин и Брежнев. Нам нужно было вести себя идеально, уважать мнение каждого. Впрочем, именно это и привело проект к успеху, так как мы почтили память всех умерших звезд армейского хоккея. Государство не смогло дать им даже 10 долларов, а мы вывесили под своды арены их свитера, приглашали на матчи вдов игроков, детей ветеранов. Нельзя забывать, что в России один человек – никто, там главное это команда. Там была система, дьявольская машина, задача которой была обесчеловечить население. Мы захотели вернуть людям их собственное лицо, показать что-то хорошее. Наверное, к изменениям за короткий срок они привыкнуть не смогли.
А о чем ты думал, когда мафиози доставали оружие?
Пытался догадаться, где было сделано это оружие – российские «Калашниковы» или американские модели. Однажды я наивно попросил о помощи у двух здоровяков, которые сидели в VIP-ложе, арендованной компанией Philip Morris. Те парни просто рассмеялись мне в лицо. Я привел с собой восьмилетнего сына Сергея Старикова, так как думал, что при ребенке они не сделали бы ничего плохого. Мальчишка сказал мне: «Стивен, не думаю, что ты хочешь знать, о чем говорят эти парни». Я попросил его перевести и понял, что защитить нас от криминальных структур в России никто не сможет. Местная полиция была бессильна против богачей, новых русских. У них у самих были на вооружении силы безопасности, которые тщательно оберегали своих боссов.
Я слышал, что эти ребята даже купили себе рекламные места на бортах? Расскажи поподробнее.
Это очень странная история. У нас была договоренность о том, что 80 процентов рекламного пространства отдавалась бы спонсорам, а оставшиеся 20% партнеры могли продавать сами. Нам хотелось, чтобы на арене была реклама и российских компаний, а не только иностранных. Однажды на игре появился баннер фирмы, о которой мне ничего не было известно. Я просил у партнеров: «Что это за компания? Что они проивзодят?». Мне ответили: «Не спрашивай, если хочешь жить». Таким образом наши партнеры могли валить все проблемы на мафию. Если что-то шло не так, виновата была всегда мафия. Может, все беды шли от бандитов, может, свой вклад в развал проекта внесли и наши жадные партнеры. Мы никогда об этом узнаем.
Когда ты говоришь о партнерах, то имеешь ввиду Тихонова и Гущина?
Так точно.
С ними было легко договориться?
Совсем нет.
Крутые парни?
Закоренелые коммунисты.
А много проблем создавала эта пара?
Ну, думаю, поначалу им пришлось забыть о своей гордости. Они же получали деньги от «Питтсбурга». Их даже немного задело то, что арены начали заполняться. Русские радовались тому, что начали зарабатывать деньги, но им было стыдно, так как для этого им пришлось звать американцев. Всех задело за живое то, что мы так быстро смогли достичь успеха. Помнится, Гущин сказал мне, что господь Бог не сможет заполнить трибуны болельщиками. Через два месяца после этого разговора на матче с «Динамо» яблоку было негде упасть. Я подошел к нему и спросил: «Ты случаем не видел парня в сандалиях с длинными волосами ». Гущин тогда даже не улыбнулся. Как бы плохо не было русским, просить о помощи у американцев – пущее зло.
Как же сказалось влияние мафии на тот короткий период возрождения хоккея в России, который ты мог лицезреть?
Они убили будущее российского хоккея и разорвали все соглашения с НХЛ. За нашим проектом внимательно наблюдали представители «Детройта». Майкл Илич уже успел до этого построить ресторан в Праге, и нам хотелось найти арену, на которой можно было бы рекламировать его пиццу. Он даже отправил в Москву своих людей, которые хотели договориться о покупке «Крыльев Советов». «Советские крылья» и «Красные крылья» - идеальное сочетание»! Представители российской команды зажадничали. Русские запросили у «Детройта» 5 миллионов долларов, «Ред Уингс» предполагали, что заплатят только 1 миллион. Что, к слову, ровно на миллион больше того, что мы дали армейцам. ЦСКА получил от нас какие-то инвестиции и советы экспертов. После этого «Детройт» отказался от своей идеи начать бизнес в России. Русские заломили слишком высокую цену, отказались от миллиона, а затем опять набрали долгов. Как результат, болельщиков на трибунах не прибавилось. Самая большая трагедия состоит в том, что у каждой российской команды мог появиться партнер из НХЛ. Но курица, которая несла золотые яйца, была убита.
А разве не НХЛ внесла свой вклад в развал российского хоккея, когда начала забирать лучших хоккеистов, при этом, не делая ничего для выращивания нового поколения игроков?
Согласен, НХЛ в какой-то момент потеряла совесть. Думаю, они забыли о необходимости сажать новые деревья, после того как вырубили лес, состоявший из российских игроков. Также поступают жадные владельцы бумажных фабрик, из-за которых гибнут экваториальные леса. Они просто ждут, когда вырастут новые деревья. Руководство НХЛ поступило недальновидно, учитывая то, что около 20 процентов хоккеистов лиги и множество звезд приехало из бывшего СССР. Полагаю, что американцы действуют по следующему принципу – вырубить и сжечь. Сделать все, чтобы результаты понравились руководству на следующей встрече акционеров. Руководство НХЛ не думало о том, что будет через 5-10 лет. Россия была для Северной Америки своего рода аквариум, в котором плавало много талантливых хоккеистов. Что ж, этот аквариум постепенно высыхает.
По материалам Аrmysport


0 коммент.:

Отправить комментарий

 

Translate

English French German Spain Italian Dutch Russian Portuguese Japanese Korean Arabic Chinese Simplified

Поделись с друзьями

Stats

free counters